12 лет назад, когда мы только начинали заниматься промышленным маркетингом, к нам обратился производитель металлической водопроводной трубы, который хотел наладить продажи своей продукции в Казахстане. Сам продукт был специфическим — компания закупала отработанные трубы, используемые для транспортировки нефти, восстанавливала их при помощи своей технологии, после чего они могли использоваться для строительства систем водоснабжения. Такие трубы по цене дешевле аналогов и отличались значительно более высоким качеством (трубы для нефтегазовой отрасли производятся так, чтобы их можно было эксплуатировать в течение многих десятков лет без аварий). При этом в Казахстане производителю не удавалось выстроить коммуникацию с целевой аудиторией.
Подключившись к задаче, мы провели серию экспертных интервью с сотрудниками нашего заказчика, по результатам которого выяснили, что продажи не запускаются по двум причинам.
Прежде всего, местную целевую аудиторию отталкивал фирменный стиль производителя. У него во всем — от визиток до сайта, преобладал черный цвет (в России тогда это было модно). В Казахстане же, наоборот, фирменный стиль подавляющего большинства компаний включал в себя белый и золотой цвета. Казалось бы, мелочь, однако она работала на уровне психологии и заставляла заказчиков игнорировать все письма и коммерческие предложения. В голове у ЛПР сразу включалась установка «это кто-то чужой, не нужно с ним взаимодействовать». Для решения этой проблемы достаточно было оформить в нужном фирменном стиле сайт (сделанный специально под Казахстан), и все прочие материалы, служившие точками контакта с потенциальными заказчиками, от визитки до коммерческого предложения.
Вторая причина была значительно более серьезной и труднопреодолимой. Для того, чтобы иметь возможность наладить поставки трубы в Казахстане, требовалось разрешение от республиканских властей. Однако в то время в стране проводилась большая кампания по борьбе с коррупцией, и чиновники банально переживали за свою безопасность. Если согласовать установку восстановленной трубы вместо новой при строительстве коммуникаций, не будет ли в этом усмотрен коррупционный интерес? Тем более люди, сидящие в высоких кабинетах, не понимали, что такое восстановленная труба, каковы ее свойства.
Чтобы обойти эти ограничения, мы придумали интересный инструмент — демонстрационный кейс с образцами продукции нашего клиента и основных конкурентов. Он позволял даже не профессионалу сразу увидеть, чем восстановленная труба лучше и выгоднее аналогов, а это хорошо работало на формирование лояльности к производителю и помогало заключать контракты в дальнейшем. Но большим стартом для компании в Казахстане стало полученное благодаря все тому же демонстрационному чемоданчику разрешения от республиканского МЧС использовать трубу в качестве водопроводной на территории всей страны.